1. Образование Туркестанского генерал-губернаторства


Download 21.14 Kb.
Sana16.02.2023
Hajmi21.14 Kb.
#1203488
Bog'liq
Образование Туркестанского генерал-губернаторства.


1. Образование Туркестанского генерал-губернаторства.
Непосредственное завоевание региона началось с захвата в 1847 году устья Сырдарьи, где было построено Раимское (Аральское) укрепление. В 1853 году была взята кокандская крепость Ак-Мечеть, и на ее месте построено укрепление «Форт Перовского». В 1864 году русские войска под командованием полковника Черняева захватили города Аулие-Ата (Джамбул), Туркестан, Чимкент и к осени 1864 года подошли к Ташкенту. Однако первая попытка захвата города закончилась неудачей из-за ожесточенного сопротивления жителей. Окончательно Ташкент был завоеван только в июне 1865 года, после чего была образована Туркестанская область. Мирное соглашение, подписанное с Кокандским ханством после взятия Ташкента, позволило начать широкомасштабные действия против Бухарского эмирата. Первое сражение произошло в верховьях Сырдарьи 8 мая 1866 года у города Ирджара. Бухарская армия, возглавляемая самим эмиром Музаффаром, потерпела сокрушительное поражение от русских войск под командой генерала Романовского.
Таким образом, к 1867 году обширные среднеазиатские территории были включены в состав империи. До середины 60-х годов дела, связанные со Средней Азией, находились в ведении оренбургского генерал-губернатора. С созданием Туркестанской области положение мало изменилось: регион по-прежнему находился в подчинении Оренбурга. Отношения между генерал-губернаторской администрацией и властями области были далеки от гармонии, а их решения зачастую противоречили друг другу. Все это усугубляло и без того нестройную систему управления краем. Г.Г. Орунбурга Крыжановский был против самостоятельности края, однако из за территориальной отдалённости Оренбурга, было принято решение о создании самостоятельного Г.Г. Было предложено сосредоточить всю гражданскую и военную власть в руках одного лица, ответственного только перед императором – туркестанского генерал-губернатора.
Итак, после утверждения Александром II предложений об образованное Туркестанское генерал-губернаторства включало две области - Сырдарьинскую и Семиреченскую. Первоначально предназначавшаяся в качестве главного города края Аулие-Ата была забракована, центром генерал-губернаторства стал Ташкент. Одновременно был создан Туркестанский военный округ. В ноябре 1867 года генерал-губернатором края был назначен генерал-адъютант фон Кауфман.
Поскольку Туркестанскому генерал-губернаторству суждено было стать главным плацдармом российской экспансии в регионе, Кауфман получил все необходимые властные рычаги для управления регионом, получив в народе прозвище «полуцарь».
Она означала, что все высшие должности — уездного, областного и губернаторского уровней управления в Туркестанском губернаторстве — занимали российские военные, которые, конечно, не выбирались, а назначались по армейской линии. Низшее же управление — волостного и сельского уровней — формировалось из местных жителей, они сами выбирали своих руководителей, сельских и городских старост, также на этом уровне сохранялось местное судопроизводство — шариатские и адатные суды (они назывались народными судами).
Назвав учрежденную в Туркестане систему власти военно-народным управлением (по положению 1867 г.), на самом деле царизм и высшие чиновники колонии— одновременно с реформированием управления в городах — нацелили всю практику административно-территориального деления сельских местностей на создание таких сельских обществ (аулов, кишлаков), а также волостей, которые бы, во-первых, легко управлялись и контролировались в смысле повиновения властям и безусловной собираемости налогов, других сборов; во-вторых, способствовали отказу населения— кочевого от приверженности традиционной родоплеменной социально-политической иерархии, прежде всего власти глав родов и племен, а оседлого — от власти крупной феодальной аристократии.)

2. Введение нэпа. Народное хозяйство Туркестана в условиях НЭПА.


Принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику военного коммунизма, проводившуюся в ходе Гражданской войны и интервенции, которые привели Советскую Россию к экономическому упадку. Главное содержание нэпа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал свободно конвертируемой валютой. Забегая вперёд сразу установим временные рамки, в 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя формально НЭП никто не отменял, по-факту, к тому времени он был уже фактически свёрнут. Все ранее данные свободы для предпринимателей кустарей, фабрикантов, мануфактур и крестьян были отменены. Рыночные отношения продлятся до 1929 года, когда будет принято постановление о сплошной коллективизации и раскулачивании.
На официальном уровне нэповский курс в Туркестане был закреплен в решениях VI съезда КПТ (август 1921 г.) и X съезда Советов республики (сентябрь 1921 г.). Они провозгласили отказ от старых неэффективных аспектов экономической политики.
НЭП имел обнадеживающую альтернативу экономическому краху. Хотя и ориентированный на социалистическую перспективу, был призван обеспечить быстрое восстановление и поступательное развитие народного хозяйства. Он способствовал оживлению широкой палитры сложившихся ранее хозяйственных форм, включал в экономическую жизнь различные слои населения, в известной мере способствовал ослаблению возможностей осуществления диктатуры власти.
В экономики Туркестана шло оживление базисной отрасли хозяйства — сельского хозяйства. С переходом к нэпу в цепочке хозяйственных мер, нацеленных на подъем аграрного производства, на передний план выдвигался интерес единоличного крестьянина как самостоятельно действующего товаропроизводителя. Чтобы он смог стать самостоятельно действующим субъектом экономической системы, намечалось обеспечить его землей, предоставить льготное налогообложение, ввести экономические стимулы роста сельхозпродукции.
Существенно перестроилась деятельность специализированных торгующих заведений и сельскохозяйственных складов: отменена государственная монополия на торговлю сельхозинвентарем; лишь 20% поступавшего на склады сельхозинвентаря продавалось населению за наличный расчет, основная же его часть (до 1/3 стоимости) выделялась в кредит или рассрочку на льготных условиях преимущественно «маломощным» хозяйствам. Такой подход позволял удовлетворить потребности дехканства в сельхозинвентаре более чем на 60%.
С 1924 г. явился годом качественных изменений в создании материально-технической базы сельского хозяйства: началось планомерное использование тракторов в сельском хозяйстве впервые на дехканских полях в Ташкентском уезде, в Фергане и Голодной степи.
Важным этапом того времени была и земельно-водная реформа 1921-1922 гг, конкретные задачи этой политики можно обозначить в трёх пунктах – Первая включала акции социалистической
направленности: ликвидация «нетрудовых байско-кулацких хозяйств» и перевод кочевников на оседлое положение. Вторая носила «революционно-демократический» характер: распределение земель республики между безземельными и малоземельными дехканами, батраками, чайрикерами по трудовым нормам. Третьим приоритетным направлением выступало преодоление сильных пережитков колонизаторской политики царской России, проявлявшихся в том, что »значительная часть земель коренного населения, особенно в период столыпинских реформ, в результате переселенческой политики царизма была захвачена пришлым русским крестьянством. К началу реформы русские переселенцы, составлявшие всего 8% сельского населения, владели почти половиной всей культурной земли — в 15 раз больше, чем местное население. Наряду с изъятием земель у русских переселенцев в фонд землеустройства должны были отойти монастырские, церковные, вакфные земли, а также поместья белогвардейских офицеров и земли так называемых «нетрудовых хозяйств» местных «эксплуататоров».
Но особенно пристальное внимание уделялось созданию специализированной классовой организации дехканства — союза «Кошчи», призванного объединить «пролетарские и полупролетарские массы» коренного населения кишлаков и аулов. Союз «Кошчи» неизменно рассматривался в качестве базисной опоры советской власти в кишлаке и ауле, школы классового воспитания «трудового дехканства», в том числе в реализации программных установок разворачиваемой земельно-водной реформы.
Положительные моменты политики стали виднется, что оздоровление систем хозяйственного руководства, растущее применение средств экономического стимулирования вызвали уже в 1923—1924 гг. обнадеживающий перелом в аграрном производстве. Росла стоимость всей сельскохозяйственной продукции, увеличивались посевные площади.
В обстановке перехода к новой экономической политике стали возрождаться экономические регуляторы хозяйственной жизни. Так, уже в 1921/22 г. большинство промышленных предприятий было переведено на хозрасчет. Вместе с тем советское государство стало последовательно сокращать централизованные бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу, образование и культуру. Фактически оно прекратило бюджетное ассигнование доминирующей части социокультурных институтов.

3. Культурная революция в Узбекистане 20-30 годы.



Сразу же стоит признать что политика в области культуры была нацелена на тотальное утверждение коммунистической идеологии, отрыв от исторических корней, от национальной почвы. Она опиралась на классовый подход и сопровождалась масштабной русификацией коренного населения. В первые же годы большевики уделяли особое внимание открытию советских школ и техникумов. Джадидские школы закрылись. Старометодные школы и вакуфные школы также были полностью закрыты в 1928 году. Республике требовались квалифицированные кадры для работы в различных отраслях и в 1920г. будет образован Туркестанский государственный университет. Но узбеки составляли меньшинство среди студентов университетов и институтов. В этих высших учебных заведениях в основном обучались европейцы. Среди преподавателей также было очень мало представителей коренных национальностей. В созданных учебных заведениях, готовящих кадры со средним специальным и высшим образованием, в соответствии с классовым принципом, могли обучаться, в основном, выходцы из рабочих и дехкан. С 1930 года было введено всеобщее начальное образование, а с конца 30-х годов всеобщее семилетнее образование, благодаря чему уровень грамотности значительно поднялся.
В 20-е годы художественными талантами старшего и молодого поколений было создано много произведений, обогативших узбекскую культуру. Основоположник узбекской романистики А. Кадыри создал прекрасные художественные произведения "Минувшие дни" и "Скорпион из алтаря", в которых реалистично изображены жизнь, быт и нравы представителей различных слоев общества. В произведении Хамзы "Проделки Майсары" с большим мастерством передан колоритный народный юмор, изобличающий аморальные поступки представителей власти и др.
Наряду с увеличением уровня грамотности в этот же период времени происходили первые попытки создания национальной письменности для народов Центральной Азии. Так, Г. Убириа утверждает, что в 1926 г. на основе рекомендаций Первого Всесоюзного тюркологического съезда советская власть официально объявила о создании на основе латиницы специального, общего для всех народов Центральной Азии алфавита, получившим название нового тюркского. Претворение в жизнь данного решения началось в 1927 г. [15, с. 70]. Отметим, что до подобной реформы в регионе преобладала арабская письменность и среди немногочисленного грамотного населения, в основном, была распространена исламская религиозная литература. Безусловно, подобное положение вещей не устраивало советскую власть, ставящую во главе своей идеологии борьбу с религиозными предрассудками. Так, одной из причин латинизации письменности явилось не только стремление советской власти к созданию национального алфавита для народов региона, но и явная попытка вытеснения арабской письменности как неотъемлемой части исламской культуры, объединяющей весь исламский мир. Советские идеологии рассчитывали за счѐт подобных мер существенно уменьшить религиозность народов Центральной Азии. Совершенно не случайно с этого времени арабский язык вытесняется из светской жизни региона и становится языком, использующимся только лишь в религиозной сфере. В частности, обучение в образовательных учреждениях должно было вестись на национальных и русском языках. Результаты подобной реформы были двояки. С одной стороны, они отрицательно сказались на развитии традиционной для региона исламской культуры и традиции, а с другой – способствовали развитию национальной, особенной культуры региона и в той или иной степени неизбежно вели к росту национального самосознания народов Центральной Азии.
Выводы 1. За первое десятилетие с момента установления советской власти в социальной и культурной сфере Центрально-Азиатского региона произошли существенные изменения, которые коснулись как общественного, так и семейного устройства центральноазиатского общества. 2. Советская власть установила в Центрально-Азиатском регионе социально-культурное и гендерное равноправие. 3. Советские реформы во многом были направленны на вытеснение религии из всех сфер общественной жизни Центрально-Азиатского региона. 4. Реформирование системы образования в Центрально-Азиатском регионе было начато ещѐ во времена Российской империи, но данные изменения носили постепенный, эволюционный характер. Советские реформы в данной сфере проводились гораздо более интенсивно и являлись по своей сути революционными изменениями, нацеленными на достижение максимального результата в крайне короткие сроки. 5. Модернизация системы общественных отношений, культуры, науки и образования, с одной стороны, было направлено на разрушение архаичного, традиционного центральноазиатского общественного устройства, но, с другой стороны, способствовало развитию национальной культуры, письменности и образования, что в конечном итоге явилось предпосылкой к появлению и росту национального самосознания и национальной самоидентификации, без которых возникновение и современное существование независимых государств Центральной Азии было бы невозможным.
Download 21.14 Kb.

Do'stlaringiz bilan baham:




Ma'lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2024
ma'muriyatiga murojaat qiling