Него Востока (1, с. 39)


Download 85.11 Kb.
Sana20.06.2023
Hajmi85.11 Kb.
#1632975
Bog'liq
него Востока


него Востока (1, с. 39).
По мнению Ж.Адда, последствия трех названных феноменов, взятых в совокупности, превосходят последствия таких крупных технологических изменений прошлого, как внедрение паровых двигателей в конце ХУШ в., железных дорог в 40- годах XIX в., электричества в конце XIX в. и автомобилей в 30-х годах XX в. Сегодня информационные потоки и капиталы беспрепятственно пересекают национальные границы с огромной скоростью, что не может не влиять на способность государств осуществлять эффективный контроль над всем, что происходит на их территории. Не имея возможности противостоять процессам глобализации, государства должны приспосабливаться к этим процессам, т. е. либерализовать все, что можно, чтобы привлекать иностранные капиталы.
Возросшая мобильность капиталов способствует распространению новейшей технологии, так что некоторые развивающиеся страны (РС) получают возможность ускорять свое экономическое развитие и занимать все более заметное место в мировом производстве и торговле. Все это приводит к перераспределению мировых торговых потоков: с конца 70-х годов до середины 90-х доля азиатских стран в мировом экспорте промышленных товаров возросла с 6,3 до 16,2%, Северной Америки -с 16,8 до 17,9%, тогда как доля Западной Европы снизилась с 58,2 до 47,2%, Восточной Европы — с 4,1 до 2,4%, стран Африки южнее Сахары - с 0,5 до 0,2% (1, с.36). Увеличение доли США и Японии в мировом экспорте во многом объясняется тем, что продукция отраслей высокой технологии составляет 40% экспорта США и Японии против 20% экспорта Германии и Франции (1, с.38).
Среди наиболее важных последствий глобализации чаще всего выделятся отрицательное влияние на уровень занятости, особенно неквалифицированных работников в промышленно развитых странах (ПРС) и усиление неравенства не только на мировом уровне, но в масштабе отдельных стран. Однако в разных странах наблюдается различная картина. Так, за последние 15 лет в США и Великобритании разрыв между средними реальными доходами 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых работников возрос на треть (1, с.38). В то же
время в странах континентальной Европы подобный разрыв практически не изменился, однако при этом значительно повысился уровень безработицы. В целом, подчеркивает Ж.Адда, США оказались в лучшей степени, чем западноевропейские страны, подготовлены к новой технологической эре, которую они во многом инициировали. По данным ОЭСР, в США 37% домохозяйств имеют персональный компьютер (ПК) против 8% в Германии и 15% во Франции (1, с.38).
Еще одним серьезным следствием происходящих изменений является, по мнению Ж.Адда, устаревание статистического инструментария, призванного служить ориентиром при проведении экономической политики. Одна из особенностей новой экономики является то, что она все более приобретает нематериальный характер, связанный с повышением доли услуг в мировом производстве и обмене. По данным ОЭСР, более половины ВВП большинства ПРС приходится на долю отраслей, связанных с производством, распространением и использованием знаний и информации. Объем производства этих отраслей гораздо труднее поддается измерению и учету, чем объем производства угля, металлов, тканей и т. д. Еще труднее измерить результаты процесса повышения качества товаров и услуг. Все это приводит к систематической недооценке объема производства в ПРС и темпов его роста. По данным конгресса США, превышение индекса потребительских цен по сравнению с реальным уровнем на 1% в год приводит к недооценке роли качества при определении того, за счет каких факторов растут показатели производства - за счет его объема или повышения цен.
Глобализация вызывает дальнейшую маргинализацию многих слаборазвитых регионов, особенно стран Африки южнее Сахары, население которых в наименьшей степени подготовлено к производительному использованию новой технологии. Во многих африканских РС и странах Южной Азии уровень грамотности в начале 90-х годов не превышал 50%. Что касается стран Восточной Европы, то они, обладая высокообразованным населением и традициями промышленной культуры, быстро могут приспособиться к новой динамике роста, связанного с новейшей информационной технологией.
"Глобализация это прежде всего расширение рыночной экономики в масштабах всей планеты" (2, с.40). Первая особенность
: глобализации заключается в том, что международная торговля товарами и услугами растет быстрее производства; вторая — в том, что деятельность крупнейших фирм все более интернационализируется. Сегодня 40% мирового товарооборота связано с деятельностью 40 тыс. ТНК и их 270 тыс. филиалов (2, с.40). ТНК стремятся расширить свои рынки сбыта, одновременно осуществляя перестройку своей деятельности и организационной структуры, что обусловливает увеличение численности международных слияний и поглощений. Третья особенность глобализации состоит в ускорении глобализации финансовой сферы и четвертая - в индустриализации некоторых РС, которые по уровню промышленного развития догоняют ПРС.
Стратегия размещения ТНК, рост численности региональных группировок и растущая доля услуг в мировом ВВП изменяют содержание мировой торговли, в которой все большую долю занимают услуги и внутриотраслевой обмен. В настоящее время 60% мирового товарооборота приходится на долю взаимного обмена ПРС, в которых проживает 20% мирового населения (3, с.42-43). Растет товарооборот в рамках региональных объединений (в ЕС взаимная торговля стран-членов составляет 70% их совокупного товарооборота), что, однако, не мешает увеличиваться объему торговли между этими объединениями.
Глобализация экономики - это прежде всего глобализация капитала, который свободно циркулирует по всей планете. В настоящее время ежедневные сделки на валютных рынках мира составляют 1300 млрд. долл. (4, с. 44). Еще большее значение для мировой экономики имеет международное движение долгосрочных капиталов в форме прямых и портфельных инвестиций. Главными субъектами зарубежного инвестирования являются ТНК. Пока иностранные инвестиции составляют не более 4% инвестиций в каждой стране; в 1980 г. эта доля составляла 1,5%. Около 2/3 прямых инвестиций сосредоточено в ПРС. В 1985-1995 гг. приток иностранных инвестиций в США составил 477,5 млрд. долл., в Великобританию — 199,6 млрд., во Францию - 138 млрд., в Китай -130 млрд. и т. д. (4, с.43). В последнее время движение капиталов между ПРС в основном связано с международными операциями по слиянию и поглощению фирм. Ускорение концентрации на международном уровне во многом объясняется смягчением соответствующих законодательств во многих странах. Если прежде
иностранные инвестиции рассматривались как угроза национальной независимости, то сегодня многие страны связывают. с ними возможность создания новых рабочих мест и приобретения новейшей технологии. Инвестиции в РС, которые долгое время осуществлялись с целью преодоления протекционистских барьеров, в настоящее время все чаще диктуются стремлением новых индустриальных стран (НИС) включиться в систему международного разделения труда (МРТ).
Некоторые исследователи пытаются объяснить рост уровня безработицы в странах Европы расширением торговли с РС. Вместе с тем развитие торговли не является непосредственной причиной европейской безработицы. По имеющимся расчетам, торговлей с РС объясняется только 1% безработицы во Франции, уровень которой в этой стране составляет 12,7% (5, с.46). Негативное влияние на уровень безработицы в ЕС оказывает прежде всего недостаточная координация экономической политики не только в ЕС, но и в рамках триады (ЕС, США и Япония). Благосостояние любой страны в первую очередь зависит от качества и эффективности человеческого капитала. При этом правительства должны осуществлять трансферты доходов и рабочих мест, чтобы равномерно распределять издержки и выгоды международного обмена.
Глобализация экономики часто обвиняется также в усилении неравенства и в сокращении численности неквалифицированных занятых в ПРС. Действительно средняя заработная плата китайских рабочих в 20 раз ниже заработной платы неквалифицированных рабочих во Франции, что может обусловливать перевод некоторых типов производства в Китай и других РС (6, с.48). Однако это не значит, что развитие торговли с РС и перевод туда некоторых предприятий усиливает неравенство в ПРС. Дело в том, что более высокий уровень производительности в ПРС позволяет хорошо оплачивать даже неквалифицированный труд, сохраняя тем самым социальное единство (сплоченность) общества, что является обязательным условием демократии. Уровень жизни в ПРС зависит в первую очередь от глобальной производительности национальной экономики, которая определяется действием таких факторов, как качество и уровень квалификации рабочей силы, объем инвестиций, качество систем здравоохранения, образования, инфраструктуры, управления (6, с.49).
Чтобы уменьшить риск социального демпинга со стороны стран (главным образом РС), в которых не соблюдаются основные социальные права трудящихся, Франция и США предложили ввести в правила регулирования международной торговли так называемую "социальную оговорку". Ее суть состоит в том, что любая страна может свободно экспортировать свою продукцию только в том случае, если в ней будут соблюдаться разработанные МОТ социальные правила и нормы, т. е. будет устранен принудительный и детский труд, будут проводиться коллективные переговоры между работодателями и трудящимися, отменены дискриминационные ограничения при найме рабочей силы и т. д. Санкции против государств, нарушающих эти правила, должны определяться странами — торговыми партнерами. Хотя проблемы введения "социальной оговорки" обсуждались на конференции Всемирной торговой организации (ВТО) в декабре 1996 г. в Сингапуре, правительства многих РС, особенно азиатских, выступили против ее принятия.
Дерегулирование финансовой сферы способствует ликвидации замкнутости рынков капиталов, позволяет государствам изыскивать средства для покрытия дефицитов, а крупным предприятиям для финансирования инвестиций. Динамика капитализма основана на развитии кредита. Финансовая сфера, приобретающая определенную автономию по отношении к реальной экономике, дает возможность смягчать "экономические шоки" и создавать импульсы для экономического роста. Однако поведение некоторых экономических субъектов, стремящихся к получению спекулятивных прибылей, приводит к возникновению так называемого "финансового пузыря", который рано или поздно лопается, вызывая серьезный кризис финансовых систем (как об этом свидетельствует пример Японии). Когда уровень процентной ставки превышает номинальные темпы роста (темпы роста объема + темпы инфляции), финансовая сфера "иссушает" сферу реальной экономики и толкает ее к рецессии, требуя больше денег, чем создается реальных богатств (8, с.52). Финансовый сектор воздействует на экономический рост и через потребление домохозяйств, которое становится все более чувствительным по отношению к положению на финансовых рынках. Это связано с тем, что финансовые активы занимают все большую долю в имуществе домохозяйств, а также с
тем. что увеличение задолженности домохозяйств делает их все более чувствительными по отношению к уровню процентной ставки.
Глобализация и либерализация финансовых рынков создает все новые риски, которые становится все труднее предвидеть и предотвратить. Экономика любой страны или группы стран может стать жертвой межстранового перевода огромных масс капиталов. Регулирование международной валютной системы предполагает прежде всего ограничение пределов колебания обменных курсов валют на основе координации экономических политик ведущих ПРС. Как известно, США и некоторые другие ПРС долгое время противились подобному регулированию. Фактически международное финансовое регулирование осуществляется сегодня с помощью нормативов, разрабатываемых Банком международных расчетов (БМР), которые должны соблюдать все финансовые учреждения. Однако в условиях, когда финансовая сфера становится все более сложной, разработка этих нормативов не успевает за реальными событиями, так что нормативы часто принимаются после кризиса. При этом нет никакой уверенности в том, что они помогут предотвратить будущие кризисы.
Деятельность международных экономических организаций (МВФ, ОЭСР, МБРР, ГАТТ, ВТО и др.), призванных решать наиболее острые проблемы мировой экономики, во многом определяется доброй волей и интересами ведущих ПРС и прежде всего США. Вместе с тем и в деятельности этих институтов происходят определенные изменения, в них все чаще звучат голоса "диссидентов". Это позволяет надеяться на то, что эти организации, которым пока нет альтернативы, будут способствовать формированию "всемирной либеральной директории" и позволят "создать эмбрион международного регулирования" (10, с.57).
Заключительная статья посвящена проблемам неравномерного распределения мировых богатств, Современный мир более развит и богат, чем 30 лет тому назад. По данным ООН, мировой ВВП возрос с 4 трлн. долл. в 1960 г. до 23 трлн. в 1993 г., средний уровень душевого дохода в мире увеличился в рассматриваемый период в 2,3 раза, в том числе в РС — в 2,5 раза и в НИС Юго-Восточной Азии - в 4 раза. Отдельные показатели развития РС также значительно улучшились: доля населения РС, имеющего доступ к питьевой воде, возросла с 33 до 70%, детская
: смертность сократилась более чем наполовину, средняя продолжительность предстоящей жизни возросла с 46 до 62 лет и т. д. (11, с.58).
Download 85.11 Kb.

Do'stlaringiz bilan baham:




Ma'lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2024
ma'muriyatiga murojaat qiling