Туркмения в 2016 г экспортировала в Иран около 6,7 млрд куб м газа


Download 346 Kb.
bet1/18
Sana05.05.2023
Hajmi346 Kb.
#1428561
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Bog'liq
Газ


Согласно данным иранской госкорпорации «National Iran Gas Co» (NIGC), в начале августа 2017 года Иран запустил в эксплуатацию новый газопровод для транспортировки газа в северные регионы страны. В связи с этим представитель NIGC Х.Омидвар отметил, что трубопровод «Дамган – Нека», рассчитанный на прокачку до 40 млн куб. м в сутки, полностью заменит импорт из Туркмении. Протяженность нового трубопровода – 170 км, проектная мощность – до 14,6 млрд куб. м в год. Стоимость строительства оценивается в 250 млн долларов. Туркмения в 2016 г. экспортировала в Иран около 6,7 млрд куб. м газа.
На обострение отношений с Ираном Туркмения пошла в 2017 г., потребовав от NIGC срочно погасить долги. «Туркменгаз» прекратил поставки в Иран утром 1 января 2017 года. Иранская компания в свою очередь заявила, что большая часть долгов ($4,5 млрд) ею уже была «инициативно погашена» и обвинила «Туркменгаз» в нарушении условий контракта и заявила, что будет подавать в арбитраж. Представителями экспертного сообщества было подмечено, что заявление Х.Омидвара свидетельствует о том, что возобновлять покупку туркменского газа Иран в ближайшее время не планирует.
Вплоть до 2016 г. еще одним крупным покупателем туркменского газа был «Газпром». Однако, не договорившись о новой контрактной цене, российская компания сначала значительно сократила импорт из Туркмении – с 11 млрд куб. м в 2014 г. до 3,1 млрд куб. м в 2015 г. В 2016 г. «Газпром» вовсе прекратил закупки газа в Туркмении. Возможность возобновления поставок председатель совета директоров «Газпрома» В.Зубков в феврале 2016 г. отверг: «В этих условиях какие могут быть закупки газа у туркменов? Нет» (цитата по «Интерфаксу»). Более того, в середине 2015 г. «Газпром» подал иск в стокгольмский арбитраж, чтобы добиться ретроактивного пересмотра цены на закупленный в Туркмении газ начиная с 2010 г. В частности, «Газпром» требует вернуть ему $5 млрд. Согласно материалам «Газпрома», рассмотрение дела приостановлено до 31 декабря 2018 г. «с целью нахождения взаимоприемлемого решения о дальнейшем сотрудничестве».
Отказ от сотрудничества с «Газпромом» заставил Туркмению впервые с 2009 г. сократить добычу газа – с 69,6 млрд куб. м в 2015 г. до 66,8 млрд куб. м в 2016 г. При собственном потреблении около 29,5 млрд куб. м в 2016 г. потеря иранского рынка может привести к профициту добычи примерно в 8 млрд куб. м в год. Единственным крупным рынком сбыта газа для Туркмении остается Китай (29,4 млрд куб. м в 2016 г.).


(Справочно: Туркменистан в среднем получал экспортной выручки 16,5-17 млрд долларов в год от продаж природного газа до того времени как Иран и Россия отказались от покупки туркменского газа в 2014 году. На сегодняшний день Туркменистан зависит от единственного импортера - Китая. В 2017 году Ашхабад получил 8,5 млрд долларов от продажи углеводородов. В настоящее время Туркменистан экспортирует газ только в Китай и получает 185 долларов за 1 тыс. м3 (около 30 млрд. м3 в год). Кроме того, часть валюты от экспорта газа в КНР идет в счет погашения кредитов в сумме 8 млрд долларов, выданных Пекином Ашхабаду на разработку газовых месторождений и строительство трубопроводов из Туркменистана в Китай).

Вслед за Россией, Ираном и Катаром Туркмения занимает 4-е место в мире по объему доказанных запасов газа – 17,5 трлн куб. м (9,4% мировых запасов). Экспорт газа – один из основных источников пополнения национального бюджета. Национальная программа социально-экономического развития страны от 2011 г. предусматривала, что к 2030 г. добыча газа вырастет до 230 млрд куб. м в год, а экспорт – до 180 млрд куб. м. Главная ставка была сделана на Китай и со временем на Индию. Летом 2012 г. «Туркменгаз» и китайская CNPC даже подписали рамочное соглашение о сотрудничестве, предусматривающее увеличение поставок газа в Китай до 65 млрд куб. м. Обеспечить такой транзит должны были четыре линии газопровода «Центральная Азия – Китай», проходящего через территорию Узбекистана и Казахстана.


С ейчас построены три линии газопровода суммарной мощностью 55 млрд куб. м в год, из которых Туркмении доступны только 35 млрд куб. м. Начало строительства четвертой ветки трубопровода пропускной способностью еще 30 млрд куб. м в год должно было начаться в 2015 г., но несколько раз переносилось, а 2 марта 2017 г. было отложено на неопределенный срок.
Судьба газопровода «Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия» (TAPI) мощностью 33 млрд куб. м в год пока также остается неопределенной. Общая стоимость проекта оценивается в сумму порядка $10 млрд. Предполагалось, что его строительство завершится в 2019 г., затем ввод газопровода в эксплуатацию был перенесен на 2020 г. Эти сроки могут быть перенесены еще больше, считает вице-президент Moody’s Д.Перевезенцев: «Нестабильная геополитическая обстановка в Афганистане и Пакистане может помешать реализации этого проекта. С его слов, в текущих условиях гарантии безопасности как самого строительства, так и дальнейшей эксплуатации трубы давать сложно.
Спасти Туркмению от перепроизводства газа мог бы «Газпром», но российская компания вряд ли захочет это делать, считает директор отдела корпораций Fitch Ratings Д.Маринченко. С его слов, возобновлять поставки из Туркмении «Газпрому» сейчас невыгодно, поскольку у компании избыток собственных добычных мощностей. В этой связи, шансы на то, что «Туркменгаз» сможет предложить интересные «Газпрому» условия поставки, он оценивает, как крайне маловероятные. При этом он не исключает, что решение о значительных скидках может быть принято исходя из политических соображений.
Единственный выход для «Туркменгаза» – увеличивать поставки по трубопроводу «Центральная Азия – Китай» до максимально возможных, считает Д.Перевезенцев: «Увеличение импорта Китаем туркменского газа приведет к усилению позиции CNPC в переговорах с «Газпромом». Компании долго договаривались об условиях контракта по восточному маршруту «Силы Сибири». Дополнительный газ из Туркмении даст возможность китайцам торговаться об условиях и сроках реализации западного маршрута».
В месте с тем, у председателя правления «Газпрома» А.Миллера сомнений в перспективах строительства западного маршрута «Силы Сибири» нет. «Поставки из Центральной Азии, к сожалению, не обеспечивают покрытия пикового спроса в Китае в осенне-зимний период. Этого газа в необходимых объемах нет», – говорил А.Миллер на годовом собрании в этом году. «У нас есть действующее юридически обязывающее соглашение по условиям поставки газа по этому маршруту. В соответствии с ситуацией на рынке абсолютно точно этот газотранспортный маршрут будет востребован», – уверен А.Миллер.



Download 346 Kb.

Do'stlaringiz bilan baham:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Ma'lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2024
ma'muriyatiga murojaat qiling